Минск готов принять участие в миротворческой операции на территории Донбасса. "Если необходимо будет, мы готовы выделить соответствующий миротворческий контингент, если это будет приемлемо всем заинтересованным сторонам, для того чтобы участвовать в решении миротворческих задач", – заявил 15 ноября глава Министерства иностранных дел Беларуси Владимир Макей на совместной пресс-конференции в Москве с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
В свою очередь глава МИД России подчеркнул: "В нашем проекте резолюции обозначены абсолютно необходимые критерии для миротворческой операции. Критерии, которые установлены ООН. Один из них, который является просто таким хрестоматийным – это согласие конфликтующих сторон на национальный состав контингентов, которые включаются в миротворческую операцию, что означает согласие, конечно же, Киева, но обязательно и в не меньшей степени согласие Донецка и Луганска".
Безусловно, для ЛНР и ДНР Белоруссия является наилучшим вариантом как источник миротворцев – братская восточнославянская страна, входящая с Россией в Союзное государство, не так давно проводившая с российской армией стратегические учения "Запад-2017". При этом и для Киева белорусская сторона выглядит "равноотстраненной" в конфликте, как Финляндия в годы холодной войны. Не случайно именно в Минске проходят переговоры между Украиной и народными республиками Донбасса. Белоруссия ведет торговлю с Украиной, в том числе снабжая ее нефтепродуктами, нужными для ВСУ. В том числе это, кстати, будет означать моментальное прекращение таких поставок Киеву в случае удара по белорусским миротворцам на линии разграничения в Донбассе.
Вооруженные силы Республики Беларусь насчитывают в данное время около 65 тыс. человек. Таким образом, они смогут представить необходимое число миротворцев для разграничения между Украиной и народными республиками, возможно, даже основную часть таковых. "На протяжении почти всего постсоветского периода именно ее армия была лучшей на территории бывшего СССР – относительно небольшая, но очень мощная, с отличным уровнем боевой и морально-психологической подготовки, очень популярная в обществе", – отмечал в 2013 году заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. "Небольшая" – по сравнению с силами советского Белорусского военного округа, насчитывавшего к 1991 году около 280 тыс. чел.
У белорусской армии есть опыт миротворческих действий, правда, небольшой – с 2010 года ее военные (от 5 до 9 человек) присутствуют в Ливане. С другой стороны, представители Белоруссии в гораздо большем количестве регулярно участвуют в учениях в рамках Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ).
Белорусское оппозиционное издание "Наша Нива" подсчитало 15 ноября, какие части в стране уже подготовлены для действий как миротворцы: "Миротворческая рота существует в 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригаде, которая базируется в Витебске. Она была создана в 2005 году. Всего миротворцев около 250 человек. Также существуют и миротворцы, которые готовятся в рамках сотрудничества ОДКБ. По словам аналитика Александра Алесина, это две бригады – сил специальных операций и бригада спецназа МВД. Они служат в Беларуси, но периодически проходят соответствующую подготовку на учениях". Впрочем, число таких частей может быть в обозримой перспективе увеличено по прохождении специальной подготовки. Ситуацию облегчает то, что русскоязычный Донбасс – регион близкий к Белоруссии во всех смыслах этого слова, и подготовка для пребывания там нужна минимальная по сравнению со странами Ближнего Востока.
Появление мощной белорусской группировки в Донбассе надежно обезопасило бы как города и поселки народных республик, так и наши рубежи от операций ВСУ и Нацгвардии, подготовку которых ведут западные инструкторы, так и от появления там сил НАТО.
Владимир Лактюшин – руководитель движения "ТИГРЫ РОДИНЫ" (молодежное крыло партии "РОДИНА"), специально для Экспертной трибуны "Реалист"