В Воронеже провел два дня русский писатель, имперский русский националист, как он сам себя определяет, и главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов. Главный результат - возможное открытие в городе отделения консервативного Изборского клуба, который он возглавляет, на постоянной основе, но как минимум - проведение его выездного заседания. Александр Андреевич не исключает, что государственный переворот на Украине станет прологом к Третьей мировой войне.
Двухдневная программа пребывания Александра Проханова в Воронеже была довольно насыщенной. Он посетил Воронежское акционерное самолетостроительное общество, презентовал книгу "Поступь русской Победы", встретился со студентами и преподавателями Воронежского госуниверситета, а также активом реготделения Движения особого назначения, близкого к вице-премьеру России Дмитрию Рогозину, и т.д. Примечательно, что воронежский ДОН возглавляет спикер облдумы Владимир Ключников. А визит в город Проханова стал возможен благодаря партии "РОДИНА" и лидеру её реготделения Дмитрию Большакову. Лично я не первый раз общался с Александром Андреевичем и могу сказать, что, несмотря на свой возраст (а 26 февраля ему исполнится 76 лет), он сохраняет необычайно светлый ум и образность мышления.
Когда мы общались с Прохановым в предыдущий раз, писатель отрекомендовался как империалист, то есть человек, ратующий за Российскую империю во всех её проявлениях, будь то Киевско-Новгородское или Московское царство, Романовская или Красная империя. На встрече Проханова с активистами ДОНа я уточнил его убеждения. Он - русский имперский националист. Александр Андреевич считает, что империя - наиболее совершенная и естественная форма выражения русского национализма.
"В его Пятой империи русские должны чувствовать себя реальным государствообразующим народом, - говорит доктор исторических наук Аркадий Минаков, который вел встречу Проханова со студентами и профессорско-преподавательским составом ВГУ. - Но на практике современные русские в евразийской РФ являются народом второго-третьего сорта, главными выгодополучателями они не являются, а на создание империи у них просто нет демографического потенциала, той витальной силы, которая в начале XX века ежегодно приводила к увеличению русского народа на миллион человек. Александру Андреевичу, как эстету леонтьевско-ницшеанского толка (а он им точно является), необходима мессианская идея, та, что должна "оправдать перед Богом" эмпирическое существование русского народа. Поэтому он так часто апеллирует к старцу Филофею, русскому космизму, идеям Николая Федорова, красной мистике малевичей и татлиных и прочему. Идея русского национального государства для него слишком приземленная, слишком мещанская, эстетически малопривлекательная. Предположим, что, с точки зрения эстетики, так оно и есть. А вот с точки зрения практического выживания русского народа в обезумевшем мире попытка реализации прохановской идеи Пятой империи может окончательно его надломить и привести к исчезновению из мировой истории. Надо ставить более реалистические задачи".
На встрече в ВГУ Александр Проханов буквально заворожил разношерстную аудиторию. Его советизм и сталинизм, по свидетельству Минакова, были сведены к приемлемому нравственному минимуму. "Может быть, в перспективе национальное государство и послужит плацдармом для будущей Империи, - замечает историк, - но сейчас нам гораздо нужнее опыт Калиты и Ивана Великого, нежели Петра I или Сталина".
В Воронеже Александр Проханов сделал ряд интересных заявлений и относительно развития военно-промышленного комплекса, и относительно личности Владимира Путина, высказался по еврейскому вопросу применительно к 1917-37 годам, вступил в полемику с первым секретарем обкома КПРФ Сергеем Рудаковым и другими товарищами. Но наиболее актуально его мнение об украинском госперевороте.
"Мы все находимся под впечатлением от событий на Украине, - сказал Александр Андреевич, выступая в Воронежской облдуме. - На наших глазах происходит чудовищное действие. По сути, надежды на то, что Украина постепенно будет входить в орбиту российского влияния, что идеи Пятой российской империи будут реализованы с участием Украины, потерпели фиаско. А произошло там следующее. Президент Виктор Янукович пришел к власти при поддержке России, на русских лозунгах, за него голосовал весь левобережный русскоязычный массив (только за одно обещание о сближении с Россией), в его кампанию были влиты огромные русские деньги, и сейчас он сдал власть. Сдал ее самым оголтелым, фашистским, бандеровским группировкам.
Технология сдачи власти совершенно очевидна. Первое, что сделал Янукович в начальную фазу киевских событий, когда пошли атаки Майдана на государственные учреждения, захват домов, ответные действия "Беркута", - сказал, что на Украине начался государственный переворот. Но Янукович ничего не сделал, чтобы его подавить. А ведь как президент Янукович - гарант Конституции. И когда гарант Конституции говорит, что идет посягательство на государственный строй, должны быть приняты все самые радикальные меры. Однако вместо того, чтобы приступать к решительным шагам, Янукович подставил под удар "Беркут". А "Беркут", надо сказать, в основном состоит из русских людей. Западенцев там нет. В составе "Беркута" прежде всего бойцы из левобережных областей Украины. Так вот, Виктор Янукович не вооружил "Беркут" и отдал его на растерзание толпы. Толпа била бойцов кирпичами, обстреливала, травмировала, ранила. И, видя, что "Беркут" не в состоянии дать отпор, на Украине происходила неуклонная деморализация всех силовых структур, включая как внутренние войска, так и армию. Но в конце концов Янукович отдал "Беркуту" приказ идти на Майдан. И "Беркут" пошел вперед сквозь травматику, через коктейли Молотова и фактически зачистил половину Майдана. Небольшое усилие, и все там можно было разметать. И вдруг Янукович дает бойцам приказ остановиться. "Беркут" останавливается, оказывается перед лицом взбешенной толпы, и часть ребят-бойцов, видя, что их отдают на растерзание, что их фактически предают, уходят с площади.
После унизительного перемирия, после того, как Янукович выпустил на свободу мятежников, начался второй этап переворота. Идет штурм госучреждений, идет штурм Верховной рады, осуществляется нападение на Кабмин. То есть налицо переворотные, антигосударственные рецидивы. Мятежники овладевают Львовом, захватывают склады оружия. А вместо того, чтобы ввести режим чрезвычайного положения и позволить армии навести порядок в стране, Виктор Янукович уводит войска, подчиняется крику американского президента Барака Обамы, требующего прекратить так называемое насилие. В результате из Киева войска ушли, "Беркут" ушёл, западенцы оккупировали Верховную раду так, что Партия регионов оказалась в меньшинстве (из нее побежали, в том числе под давлением, депутаты), приняли постановление о прекращении действий силовиков, назначении досрочных президентских выборов, поставили наконец своего спикера. Скорее всего, на пост президента будет избран боксер Виталий Кличко (выступая в Воронеже, Проханов не знал об освобождении Юлии Тимошенко и ее президентских амбициях. - ред.), ставленник Германии и США, и начнется неуклонное подавление и переваривание всей левобережной русскоязычной Украины. В частности, закрытие всех русских организаций, запрет русского языка. Черноморский флот выбросят за пределы Украины. Расчехвостят знаменитое КБ, разработавшее замечательный самолет Ан-148, который делают на Воронежском авиазаводе.
Теперь главное - понять, удастся ли левобережным губернаторам скоординировать свои действия, воспользовавшись тем, что президент самоустранился от политического кризиса, а в стране не действует Конституция, создать некий Союз левобережных регионов или некую Федерацию, куда бы обязательно вошли Севастополь и весь Крым, и Харьков, и Луганск, и Донецк, и Днепропетровск. Я уверен, что удастся, если внутри левобережных губерний есть организаторы, есть люди свободной воли. Драма всей украинский ситуации, конечно, в том, что Виктора Януковича изначально ненавидит вся страна. Бандеровская революция на Майдане слилась с общенациональным социальным протестом. Янукович - вор, миллиардер, собственно, через деньги в западных банках им и управляют американцы. Я очень возбужден тем, что происходит на Украине, и тем, что собственными глазами видел в Киеве, тем более что в основе моих представлений о будущем России лежит идея воссоздания великого евразийского пространства, по существу, воссоздания великой российской государственности, Пятой империи, которая придет на смену разрушенного, сокрушенного Советского Союза. А украинские события отодвигают реализацию моей мечты на неопределенный срок".
"Четыре пера", Константин Чаплин