В программе "Наша точка зрения" на телеканале "Царьград" ее ведущая Алена Горенко обсудила с экономистом Михаилом Хазиным проблемы Евросоюза, "брекзит"и его последствия для Великобритании.
Алена Горенко: Встреча представителей государств-членов Евросоюза впервые пройдет без участия Великобритании. Пока Европа постепенно приходит в себя после неожиданного решения Великобритании покинуть ЕС, министры иностранных дел шести государств-основателей ЕС (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды) в субботу встретились в Берлине, чтобы определить свою реакцию на случившееся. По евроинтеграции нанесен серьезный, болезненный удар. Однако ключевые государства, входящие в Евросоюз, настаивают, что удар не является фатальным. Министры обсудили проблемы беженцев, безработицу и безопасность ЕС. Глава, например, германского МИД призвал остальные страны ЕС сохранить верность духу его основателей, имея в виду недопущение конфликтов в Европе после Второй мировой войны.
Михаил Леонидович, я верно понимаю, что голосование раскололо Британию: 52 процента - за, 48 процентов - против? Говорят, британцы вернули себе контроль над страной. Вы согласны с этим?
Михаил Хазин: Ну, понимаете... Что такое британцы? У британцев никогда не было контроля над страной. Страну всегда контролируют элиты. А интересно тут другое. Дело в том, что когда этот референдум задумывали, это был инструмент шантажа руководства Евросоюза.
- То есть Кэмерон это делал...
- Кэмерон это делал совершенно не потому, что хотел выйти, а потому, что нужно было заставить Евросоюз не подписывать договор об Атлантическом союзе. То есть пресловутый TTIP. Он довольно быстро понял, что договориться с чиновниками брюссельскими невозможно, потому что они - исполнители, а заказчики - за ними стоят. Это транснациональные финансисты, мировая финансовая элита. А она уже решение приняла.
И по этой причине они решили сделать простую вещь - поставили Евросоюз перед очень жесткой угрозой. И собственно, они выбили себе абсолютно уникальные преференции буквально несколько месяцев тому назад. Но слово про референдум было сказано, и поэтому референдум объявили. На тот момент всем казалось, что это, в общем, чисто формальное обстоятельство.
- То есть, по большому счету, мнение, что это было неожиданностью даже для тех, кто был за выход, это на самом деле так и есть?
- Тут все хитрее. Потому что в Великобритании всегда были две элиты: одна - близкая к континентальной части, другая - близкая к международным финансистам. Наиболее яркое их противостояние - это уход в отставку английского короля Эдуарда VIII в декабре 1936 года. Потому что Эдуард VIII был за континентальной элитой, он был близок с Гитлером и так далее. А пришел к власти его младший брат, который был близок к Черчиллю, к финансовой элите. Сегодня немножко другая ситуация. Сегодня управляли Англией финансовые элиты. И в тот момент, когда стало понятно, что финансовые элиты Англию списали... Последней точкой стало пресловутое "Панамское досье". То есть нас раскулачили на 200 миллиардов...
- Стросс-Кан не просто так там появился, конечно.
- Нас раскулачили на 200 миллиардов долларов стараниями Набиуллиной. Китайцев раскулачили больше, чем на 1 триллион и, может, еще чего-нибудь отберут. А Лондон решили раскулачить на 2,3 триллиона, которые в лондонских офшорах. И когда это в Лондоне поняли, то стало ясно, что с финансовыми элитами дальше не по пути. И по этой причине референдум в Лондоне - это примерно то же самое, что появление Трампа в Соединенных Штатах Америки.
Собственно, единственная страна, где национальные элиты пока себя никак не проявили, это Россия. Россия полностью лежит под мировой финансовой элитой.
- Михаил Леонидович, вы в одном из интервью сказали, что ЕС больше не жилец. Почему не жилец?
- Он уже давно не жилец. Он сейчас пребывает примерно в том же состоянии, в котором СССР в 1990 году. Почему? Очень простая ситуация. Дело в том, что Евросоюз создавался в условиях избытка ресурсов и совершенно невероятной сложности законодательства, описывающего финансовое взаимодействие Брюсселя с каждой страной по отдельности, каждых двух стран попарно, и в сложных комбинациях. Это даже не тома, это уже библиотеки. И эти договоры не подлежат реформированию. Их можно убрать только все одновременно. То есть, если их нельзя исполнять, их надо все отменять.
Собственно, так и произошло в СССР. Когда республики стали предъявлять Москве претензии типа: "Вы же обещали - давайте!" Москва говорит: "Нет, но вы же тоже..." И тогда республики сказали: "Тогда мы не будем налоги платить, и будем сами печатать деньги". На этом, собственно, все и закончилось. Абсолютно такая же ситуация в Евросоюзе. При этом Великобритания понимает, что одно дело - когда она является привилегированным союзником США, которые управляют Брюсселем; и совсем другое дело - когда в обновленном Евросоюзе руководят сильно сместившиеся в сторону национализма Германия и Франция. Поэтому довольно естественно желание сбежать.
К слову сказать, самое главное следствие референдума в Англии для нас пока - это извинение Эрдогана. Это чистое следствие. Потому что Эрдоган понял в рамках этого референдума, что Евросоюза больше не существует. То есть главный рынок для Турции закрывается. Значит, нужно искать новые рынки. Единственная альтернатива Евросоюзу (может быть, не в полном масштабе, но все-таки) - это Евразийский экономический союз. У Эрдогана нету выхода. Дело не в том, что он вдруг нас неожиданно полюбил, это обстоятельства вынудили его действовать так, как он действует. И поэтому более верного друга, чем Турция, у нас не будет.
- Михаил Леонидович, на США "брекзит" как-то отразится? То есть, как сейчас будут США выстраивать свои отношения с ЕС, после выхода Британии. Потому что это была та сфера, на которую можно было влиять...
- А какие США? Значит, США влияют на Брюссель. Но нужно понимать, что в США - финансовые элиты, и в Брюсселе - финансовые элиты. А референдум в Британии означает, что, грубо говоря, к власти приходят патриоты. В Соединенных Штатах Америки на подходе Трамп. А в Евросоюзе один патриот - Орбан - уже пришел к власти в Венгрии. Сейчас на подходе Марин Ле Пен.
Кстати, в Великобритании будут еще и другие проблемы, потому что если она из Евросоюза выйдет, то, скорее всего, Шотландия тоже выйдет из состава.
- Да-да, это болезненный вопрос.
- Она не хочет выходить. Шотландия сильно ближе к континенту, чем Британия.
Единственная страна в мире, где патриотические силы в загоне, - это Россия. Вот мы с Михаилом Ремезовым пойдем на выборы в Госдуму от партии "РОДИНА", патриотической. Ровно потому, что мы понимаем, что нам сегодня нужно создавать какие-то институты, неважно где, которые будут партнерами этих вот патриотических сил в Европе и в США. У нас их сегодня нету. У нас в Центральном банке - либералы. В правительстве - либералы. Во всех учебных заведениях - либералы. У нас вообще не либералов нету...
- Странная ситуация какая-то.
- А с ними отношения у Трампа уж точно не сложатся.
- Кстати, продолжим американскую тему. Например, американский миллиардер Джордж Сорос, который уже однажды обрушил фунт стерлингов, смог заработать и на "брекзите" тоже. Сорос в преддверии референдума инвестировал в активы, связанные с золотом, которое подорожало за "брекзит". По мнению Сороса, "брекзит" станет началом конца ЕС. Так что, видите как!
- Про золото было очевидно, что оно начнет расти. А что касается Сороса, давайте прямо скажем, что обрушил не Сорос. Он был назначенным исполнителем.
- Транснациональные...
- Там совершенно другие, конечно. Ему просто предоставили неограниченный рычаг.
- То есть, нам не нужно недооценивать роль элит в этом вопросе?
- Впервые с 1945 года западные элиты раскололись, и мы должны на этом играть. А мы вместо этого легли под одну из частей элиты, собираемся ссориться с другой. При этом те, под кого мы легли, нас ни в грош не ставят и демонстративно игнорируют. Что мы хорошо видим по их отношению к Путину и по их отношению к России в целом. Ну и при этом то, что мы так себя ведем, у китайцев тоже вызывает раздражение, и сильное. Я могу отметить, на Санкт-Петербургском форуме китайцев не было.
- Да, кстати.
- Ну вот. И это показатель отношения китайцев. А общие слова, которые они произносят во время визита, гроша ломанного не стоят. Китайцы - очень прагматичные ребята.
- Они тонкие, восточные люди. Кстати о том, что раздражает Ангелу Меркель. Например, канцлер Германии заявила о необходимости принять меры для предотвращения выхода из Европейского союза других его членов вслед за Великобританией. Об этом она говорила во время телеконференции с руководством возглавляемой ею партии Христианско-демократический союз. От нее уже сейчас ничего не зависит?
- Нет, она никто. Она списанный человек. Все, она играла не за ту команду.